ТОП рейтинга прозрачности:
Гарантированная прозрачность:
Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» - Российский государственный холдинг,
объединяющий более 360 предприятий атомной отрасли.
АО «МОСГАЗ». Государственное предприятие, осуществляющее услуги по транспортировке газа
по газораспределительным сетям Москвы для снабжения газом объектов городского хозяйства и населения.
Самое крупное газовое хозяйство России и одно из крупнейших в мире.
Публичное акционерное общество «Российские сети» (ПАО «Россети») – оператор энергетических сетей в России – является одной из крупнейших электросетевых компаний в мире. Компания управляет 2,34 млн. километров линий электропередачи, 502 тыс. подстанций трансформаторной мощностью более 781 тыс. МВА.
Группа РусГидро — один из крупнейших российских энергетических холдингов. РусГидро является лидером в производстве энергии на базе возобновляемых источников, развивающим генерацию на основе энергии водных потоков, солнца, ветра и геотермальной энергии.
ПАО «Ростелеком» – крупнейший в России провайдер цифровых услуг и решений, присутствующий во всех сегментах рынка и охватывающий миллионы домохозяйств в России. Российская телекоммуникационная компания. Является крупнейшим национальным провайдером цифровых сервисов. Предоставляет услуги широкополосного доступа в Интернет, интерактивного телевидения, сотовой связи, местной и дальней телефонной связи и др.
Автодор, Государственная компания, управляющая крупными инфраструктурными проектами создания, развития и эксплуатации сети скоростных автомагистралей, обеспечивающая экономическое, социальное и территориальное развитие регионов страны.
Национальный институт развития, российская государственная корпорация. Полное наименование — Государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ» банком с особым статусом, функционирующим на основании специального федерального закона
О проекте
Целью ежегодного проведения проекта НРПЗ является получение полноценной картины состояния экономики,характеризуемой структурой и объемом рынка заказа, показателями прозрачности процедур, степенью
конкурентности закупок и экономической эффективностью затрат участников рынка. Результаты исследования
позволяют в динамике увидеть состояние системы госзаказа в России, получить конкретные количественные
оценки финансовых потерь государства в условиях низкой конкурентности, участия СМП, распределение
госзаказа по видам экономической деятельности.
В задачи проекта НРПЗ входит непрерывный мониторинг массива государственного и корпоративного заказа
на предмет прозрачности, гарантии соблюдения законодательства, выявления наиболее распространенных
отклонений на рынке госзаказа, а так же отслеживание основных структурных, экономических и правовых
тенденций на рынке.
В различные годы проект поддерживался ФАС России, Минэкономразвития России, Счетной палатой РФ,
Торгово-промышленной палатой РФ, профильными комитетами Государственной Думы РФ.
На протяжении десяти лет проект «Национальный рейтинг прозрачности закупок» является инструментом
общественного контроля эффективности расходования средств государственными и корпоративными заказчиками,
масштаба и степени проникновения коррупции на российском рынке закупок, повышает дисциплину заказчиков
по организации и планированию своей деятельности. Результаты Рейтинга широко публикуются в СМИ.
Среди других крупнейших исследований, в рамках проекта «Национальный рейтинг прозрачности закупок»,
можно выделить:
1. Рейтинг прозрачности и эффективности размещения государственного заказа г. Москвы.
Ежегодное исследование прозрачности и эффективности размещения государственного заказа г. Москвы.
2. Проведение комплексной научно-исследовательской работы в интересах Минэкономразвития РФ.
Изучение и анализ практики, опыта и проблематики проведения аукционов, включая открытые аукционы
в электронной форме, и подготовка соответствующих предложений по совершенствованию законодательства
Российской Федерации о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.
3. Ежегодное исследование рынка электронной торговли РФ.
Масштабное исследование рынка электронной торговли РФ, проходящее каждый год.
4. Углубленное исследование отдельного Заказчика
Изучение и анализ закупочной деятельности отдельного Заказчика, его подведомственных структур и поставщиков
с последующим формированием сводного аналитического отчета и рекомендаций по повышению прозрачности и эффективности.
Рейтинг прозрачности государственных и корпоративных закупок - является конечным продуктом проводимой аналитической работы
в рамках проекта и предоставляется в приложение к самому итоговому исследованию национального рынка.
Рейтинг прозрачности это сопоставительный анализ крупнейших государственных и корпоративных структур с целью оценки текущего уровня прозрачности и эффективности систем закупок участников национального рынка.
Рейтинг разделен на шесть секций участников по типу осуществления размещения заказов – государственные заказчики федерального уровня (44-ФЗ), государственные заказчики регионального уровня (44-ФЗ), государственные заказчики муниципального уровня (44-ФЗ, унитарные предприятия деятельность которых регулируется 44-ФЗ, организации, осуществляющие размещение заказа в рамках 223-ФЗ, коммерческие компании.
Каждая секция представляет собой рейтингование участников по пяти уровням прозрачности – гарантированная, высокая, средняя, базовая и низкая прозрачность, характеризующим зрелость и качество закупочных процессов. Уровни гарантированной и высокой прозрачности образуют область положительных оценок, уровни базовой и низкой прозрачности – область отрицательных оценок. Источниками данных для проведения исследования являются Единая информационная система в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru), официальные сайты заказчиков и анкеты, заполняемые непосредственно участниками.
Проведение сравнительного анализа участников Рейтинга прозрачности с положительными и отрицательными оценками позволяет установить причины расхождения в показателях систем закупок различных участников, а так же выделить и распространить лучшие практики, сформировать рекомендации по повышению прозрачности и эффективности расходования бюджетных средств. Результаты Рейтинга – это независимая оценка качества и эффективности работы, позволяющей своевременно внести в нее соответствующие коррективы
Рейтинг прозрачности, его методология и итоги исследования национального рынка закупок публикуются на официальном сайте проекта (www.nrpz.ru) с периодичностью обновления один раз в год. Торжественная церемония награждения лидеров Рейтинга, приуроченная к подведению итогов ежегодного исследования, традиционно проходит в Торгово-промышленной палате РФ. Данные об итогах исследования и Рейтинга предоставляются в профильные ведомства для анализа.
Методология расчёта НРПЗ 2018
Основным методом анализа, принятым в данном исследовании, является «перекрестный анализ» — сравнительный анализ показателей участников, принадлежащих к одному классу закупщиков. Перекрестный анализ показателей позволяет отследить влияние не рыночных факторов, включая коррупцию, на процессы размещения заказов и на основе статистического анализа выдвинуть предположения об их причинах, последствиях и возможных путях устранения.
При составлении Рейтинга используются данные публичных официальных источников, в том числе официального сайта Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС, www.zakupki.gov.ru), официальных сайтов участников, а также данные, предоставленные участниками в форме собственноручно заполненных анкет.
Заказчики в рамках Федерального закона №223-ФЗ
Для оценки закупщиков, осуществляющих размещение заказа в рамках 223-ФЗ, использовались данные, характеризующие степень информационной открытости и регламентированности закупочной деятельности компании, включая доступность различных видов информации о правилах проведения процедур, планируемых закупках, предстоящих конкурсных процедурах и заключенных контрактах на официальном сайте участника и в других открытых источниках, а также данные о степени использования конкурентных процедур.
Критерий 1. Доля конкурентных закупочных процедур, проведенных в электронной форме
Данный критерий показывает уровень доступности потенциальных поставщиков к участию в закупках заказчика, характеризует информационную открытость проведения процедур и степень автоматизации проведения закупочных процедур.
Данные |
Основная формула |
Х-доля конкурентных закупочных процедур, проведенных в электронной форме А-общее количество объявленных конкурентных закупочных процедур B-общее количество конкурентных закупочных процедур, проведенных в электронной форме |
X=B/(A/100) |
Критерий 2. Доля конкурентных закупочных процедур, проведенных не в электронной форме
Данный критерий характеризует степень ограничения потенциальных поставщиков к участию в закупках заказчика.
Данные |
Основная формула |
Х-доля процедур без заявок на участие А-общее количество объявленных процедур B-общее количество процедур без заявок на участие в закупке |
X=B/(A/100) |
Критерий 3. Среднее число поставщиков, допущенных к процедурам
Число участников, допущенных к конкурентным процедурам, является одним из основных показателей уровня конкуренции в системе закупок каждого из участников. При незначительном влиянии не рыночных факторов, таких, как административные барьеры и коррупция, которые действуют в качестве фильтров, ограничивающих возможности участия тех или иных поставщиков в процедурах, уровень конкуренции должен определяться конкурентными показателями рынка закупаемой продукции или услуг. Ситуация, при которой закупки товаров на конкурентных рынках сопровождаются участием минимально допустимого по закону количества поставщиков, прямо указывает на влияние не рыночных факторов, включая коррупционный фактор.
Данные |
Основная формула |
Х-среднее число поставщиков, допущенных к процедурам А-общее количество завершенных закупочных процедур B-общее количество допущенных заявок |
X=B/A |
Критерий 4. Среднее число поставщиков, не допущенных к процедурам
Низкое число участников, не допущенных к конкурентным процедурам, является показателям уровня не препятствия к участию в процедурах потенциальных поставщиков со стороны административного аппарата. Таким образом, можно предполагать, что чем выше данный показатель, тем меньше сказывается коррупционный фактор на потенциальных поставщиках данного участника рейтинга.
Данные |
Основная формула |
Х-среднее число поставщиков, не допущенных к процедурам А-общее количество завершенных закупочных процедур B-общее количество не допущенных заявок |
X=B/A |
Критерий 5. Среднее число поставщиков, подавших свои заявки на процедуры
Число участников, подавших свои заявки на участие в конкурентных процедурах, отражает реальный уровень конкурентной активности на процедурах участника Рейтинга, на которую не влияют нерыночные факторы. Чем выше данный показатель, тем выше конкурентная борьба между участниками процедур, что, в первую очередь, положительно влияет на возможность получения максимальной разницы между начальной максимальной ценой и ценой заключенного контракта.
Данные |
Основная формула |
Х-среднее число поставщиков подавших свои заявки на процедуры А-общее количество завершенных закупочных процедур B-общее количество поданных заявок |
X=B/A |
Критерий 6. Оценка снижения стартовой цены процедур, проведенных в электронной форме
Данный показатель оценивает снижение стартовой цены каждой исследуемой процедуры, с точки зрения уровня конкурентной активности участников данной процедуры. Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее осуществляет свою закупочную деятельность заказчик в рамках электронной формы процедур.
Данные |
Основная формула |
Х-оценка снижения стартовой цены процедур, проведенных в электронной форме A-суммарная начальная цена завершенных процедур в электронной форме B-общая стоимость заключенных контрактов и договоров по итогам процедур, размещенных в электронной форме |
X= (A-B)/(A/100) |
Критерий 7. Оценка снижения стартовой цены процедур, проведенных не в электронной форме
Данный показатель оценивает снижение стартовой цены каждой исследуемой процедуры, с точки зрения уровня конкурентной активности участников данной процедуры. Чем выше значение данного показателя, тем эффективнее осуществляет свою закупочную деятельность заказчик в рамках не электронной формы процедур.
Данные |
Основная формула |
Х-оценка снижения стартовой цены процедур, проведенных не в электронной форме A-суммарная начальная цена завершенных процедур не в электронной форме B-общая стоимость заключенных контрактов и договоров по итогам процедур, размещенных не в электронной форме |
X= (A-B)/(A/100) |
Критерий 8. Доля процедур без заявок на участие
Показатель отражает долю объявленных закупочных процедур, по результатам которых отсутствуют заявки на участие. Отсутствие заявок может означать, что при составлении документации к конкурентной процедуре заказчик указал заведомо невыполнимые условия, что может косвенно свидетельствовать о действиях участника Рейтинга, направленных на ограничение конкуренции по конкретной закупочной процедуре.
Данные |
Основная формула |
Х-доля процедур без заявок на участие А-общее количество объявленных процедур B-общее количество процедур без заявок на участие в закупке |
X=B/(A/100) |
Критерий 9. Доля процедур со всеми отклоненными заявками
Показатель отражает долю объявленных закупочных процедур, по результатам которых были отклонены все поданные заявки. Чем выше данный показатель, тем больше вероятность намеренного некорректного составления закупочной документации, неоправданных или завышенных требований к поставщикам.
Данные |
Основная формула |
Х-доля процедур со всеми отклоненными заявками А-общее количество объявленных процедур B-общее количество процедур со всеми отклоненными заявками |
X=B/(A/100) |
Критерий 10. Доля процедур с одной поданной заявкой
Показатель отражает долю объявленных закупочных процедур, по результатам которых на участие в них была подана только одна заявка. Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что участник Рейтинга умышленно добивался участия только одного поставщика в процедурах. Закупки у единственного поставщика (без проведения конкурентных закупочных процедур) не учитываются
Данные |
Основная формула |
Х-доля процедур с одной поданной заявкой A-общее количество объявленных процедур B-общее количество процедур с одной поданной заявкой |
X=B/(A/100) |
Критерий 11. Доля процедур с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной)
Показатель отражает долю объявленных закупочных процедур, по результатам которых заказчик отклонил все поданные заявки, кроме одной, признанной соответствующей. Чем выше данный показатель, тем выше вероятность того, что заказчик вступает в коррупционный сговор с потенциальными поставщиками. Закупки у единственного поставщика (без проведения конкурентных закупочных процедур) не учитываются
Данные |
Основная формула |
Х-доля процедур с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной) A-общее количество объявленных процедур B-общее количество процедур с единственной соответствующей заявкой (со всеми отклоненными заявками, кроме одной) |
X=B/(A/100) |
Критерий 12. Доля отмененных процедур
Показатель отражает долю закупок, которые были отменены заказчиком до проведения процедуры. Отражает степень эффективности планирования и размещения закупочных процедур.
Данные |
Основная формула |
Х-доля отмененных процедур А-общее количество объявленных процедур B-количество отмененных процедур |
X=B/(A/100) |
Критерий 13. Доля договоров, заключенных по результатам состоявшихся конкурентных закупочных процедур
Показатель отражает долю договоров, заключенных по состоявшимся конкурентным способам осуществления закупок. Чем выше данный показатель, тем эффективнее закупочная деятельность заказчика и тем больше экономия выделенных средств
Данные |
Основная формула |
Х-доля договоров, заключенных по результатам состоявшихся конкурентных закупочных процедур А-общее количество заключенных договоров по итогам конкурентных закупочных процедур B-общее количество заключенных договоров по итогам состоявшихся конкурентных закупочных процедур |
X=B/(A/100) |
Критерий 14. Доля договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства
Показатель отражает количество закупочных процедур, победителями которых являются субъекты малого предпринимательства. Чем выше данный показатель, тем более ответственно заказчик осуществляет закупочную деятельность и соблюдает законодательство РФ.
Данные |
Основная формула |
Х-доля договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства A-общее количество заключенных договоров B-общее количество договоров, заключенных по результатам закупок у субъектов малого |
X=B/(A/100) |
Критерий 15. Доля суммы договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства
Показатель отображает долю суммы контрактов, заключенных с субъектами малого предпринимательства. Чем выше данный показатель, тем более ответственно заказчик осуществляет закупочную деятельность и соблюдает законодательство РФ
Данные |
Основная формула |
Х-доля стоимости договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства A-общая стоимость заключенных договоров по итогам проведения закупочных процедур B-общая стоимость договоров, заключенных с субъектами малого предпринимательства |
X=B/(A/100) |
Критерий 16. Доля договоров, заключенных по начальной максимальной цене контракта
Показатель отражает долю договоров, заключенных заказчиком по начальной максимальной цене контракта. Чем выше показатель, тем больше вероятность, того, что большая часть закупок осуществлялась с нарушениями, в условиях низкой конкуренции и использованием коррупционных схем.
Данные |
Основная формула |
Х-доля договоров, заключенных по начальной максимальной цене контракта A-общее количество заключенных договоров B-общее количество договоров, заключенных по начальной максимальной цене контракта |
X=B/(A/100) |
Критерий 17. Суммарная доля конкурентных закупочных процедур
Показатель отражает суммарную долю договоров, заключенных по итогам проведения конкурентных закупочных процедур. Чем выше данный показатель, тем большая сумма выделенных средств осваивается через конкурентную процедуру, следовательно, заказчик осуществляет свою закупочную деятельность эффективно.
Данные |
Основная формула |
Х-суммарная доля конкурентных закупочных процедур A-суммарная начальная цена объявленных закупочных процедур B-суммарная начальная цена объявленных конкурентных закупочных процедур |
X=B/(A/100) |
Критерий 18. Суммарная доля не конкурентных закупочных процедур
Показатель отражает суммарную долю договоров, заключенных по итогам проведения не конкурентных закупочных процедур. Чем выше данный показатель, тем меньше выделенных средств сэкономлено, следовательно, закупочная деятельность заказчика характеризуется как малоэффективная.
Данные |
Основная формула |
Х-суммарная доля не конкурентных закупочных процедур A-суммарная начальная цена объявленных закупочных процедур B-суммарная начальная цена объявленных не конкурентных закупочных процедур |
X=B/(A/100) |
Результаты рейтинга прозрачности
Государственные корпоративные заказчики |
Балл |
Наименование организации |
|
Гарантированная прозрачность |
|
Госкорпорация «Росатом» |
5 106 |
АО «МОСГАЗ» |
5 100 |
ПАО «Россети» |
5 039 |
ПАО «РусГидро» |
5 000 |
ПАО «Ростелеком» |
4 950 |
Государственная компания «Автодор» |
4 783 |
Внешэкономбанк |
4 656 |
Высокая прозрачность |
|
ПАО «Интер РАО» |
4 506 |
АО «Мосводоканал» |
4 500 |
АО «Росгеология» |
4 500 |
ГК «Ростех» |
4 463 |
АО «Международный аэропорт Шереметьево» |
4 383 |
ПАО МГТС |
4 378 |
ПАО «Сбербанк России» |
4 350 |
Банк ВТБ (ПАО) |
4 283 |
АО «Мослифт» |
4 253 |
ПАО «Новороссийский морской торговый порт» |
4 222 |
АО «Оборонэнерго» |
4 212 |
АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева» |
4 083 |
АО «Военторг» |
4 067 |
ПАО «НК «Роснефть» |
4 044 |
АО «Росспиртпром» |
4 013 |
ООО «Сибирская генерирующая компания» |
4 000 |
ФГУП «Росморпорт» |
3 989 |
АО «ОЗК» |
3 963 |