Эволюция управления закупками и цепями поставок в Северной Америке
За последние 15 лет произошло больше изменений, влияющих на закупки, чем за предыдущие 125 лет. Чтобы оценить, как мы пришли к тому, где мы находимся сегодня, требуется краткое понимание эволюции управления закупками и цепями поставок, хотя некоторые могут утверждать, что последние 15 лет больше напоминали революцию. Эта эволюция включает семь периодов, охватывающих последние 150 лет.
Период 1: Ранние годы (1850–1900)
Некоторые наблюдатели определяют первые годы истории закупок как начинающиеся после 1850 года. Однако есть свидетельства того, что функция закупок привлекла внимание до этой даты.
В книге Чарльза Бэббиджа об экономике машин и производителей, опубликованной в 1832 году, говорится о важности функции закупок. Бэббидж также ссылался на «материального человека», ответственного за несколько различных функций. Бэббидж писал, что центральным должностным лицом, ответственным за эксплуатацию шахт, был «специалист по материалам, который выбирает, закупает, получает и доставляет все необходимые товары». В текстильной промышленности агент по продажам часто занимался закупками и также отвечал за результаты, качество и стиль ткани. Торговый агент отвечал за все решения о покупке, потому что сорт купленного хлопка был фактором, определяющим качество производимой ткани. Заказы клиентов были преобразованы в заказы на поставку хлопка и впоследствии в запланированное производство. Наибольший интерес и развитие закупок в первые годы произошли после 1850-х годов. В этот период рост американских железных дорог сделал их одной из главных сил в экономике. Железные дороги имеют жизненно важное значение для способности страны перемещать товары с более развитых восточных и среднезападных рынков на менее развитые южные и западные рынки.
К 1866 году в рамках Пенсильванской железной дороги был создан Департамент снабжения. Несколько лет спустя главный агент по закупкам на Пенсильванской железной дороге отчитался непосредственно перед президентом железной дороги. Функция закупок была настолько важным фактором эффективности деятельности организации, что главный менеджер по закупкам имел высший управленческий статус. Контролер Чикагской и Северо-Западной железных дорог в 1887 году написал первую книгу, посвященную исключительно функции закупок - «Обработка железнодорожных принадлежностей - их приобретение и распоряжение». Он осветил вопросы закупок, которые по-прежнему актуальны сегодня, в том числе необходимость владения техническими вопросами агентами по закупкам, а также необходимость централизовать отдел закупок под одного руководителя. Автор также прокомментировал недостаточное внимание, уделяемое подбору персонала, для должности агента по закупкам.
Рост железнодорожной отрасли доминировал в первые годы развития закупок. Развитие системы закупок на начальном этапе происходило в условиях доминирующего роста железнодорожной отрасли. Основной вклад в историю закупок в этот период состоял в раннем признании процесса закупок и его вкладе в общую прибыльность компании. Конец 1800-х годов ознаменовал начало организации закупок как отдельной корпоративной функции, требующей специальных знаний и опыта. До этого периода такого разделения не существовало.
Период 2: Основы роста закупок (1900–1939)
Второй период эволюции закупок начался на рубеже 20-го века и продолжался до начала Второй мировой войны. Статьи, специально посвященные функции закупок в промышленности, стали появляться все чаще и чаще за пределами журналов о закупках в железнодорожной отрасли. В частности, инженерные журналы акцентировали внимание на потребности в квалифицированном персонале по закупкам и разработке спецификаций материалов. Эта эра также засвидетельствовала развитие основных процедур закупки и идей. В 1905 году была опубликована вторая книга, посвященная закупкам, и первая книга по закупкам вне железных дорог. Книга о закупках содержала 18 глав, каждая из которых была написана разными авторами. Редакция посвятила первый раздел книги «принципам» закупки. Во втором разделе описаны формы и процедуры, используемые в различных системах закупок компаний. Закупки приобрели важность во время Первой мировой войны из-за ее роли в получении жизненно важной военной продукции. В этот период основное внимание было уделено закупкам сырья по сравнению с покупкой готовых изделий или заготовок. По иронии судьбы, в годы Первой мировой войны не было опубликовано ни одной крупной книги о закупках. Гарольд Т. Льюис, уважаемый специалист по закупкам в период с 1930-х по 1950-е годы, отметил, что существуют серьезные сомнения в существовании какого-либо общего признания закупки как важного элемента для компании. Льюис отметил, что со времен Первой мировой войны до 1945 года, по крайней мере, постепенно развивалось, хотя и неодинаково, признание важности надежных закупок для деятельности компании.
Период 3: Годы войны (1940–1946)
Вторая мировая война запустила новый период в истории закупок. Акцент на получение необходимых (и дефицитных) материалов во время войны повлиял на рост покупательского интереса. В 1933 году только девять колледжей предлагали курсы, связанные с покупками. К 1945 году это число возросло до 49 колледжей. Число членов Национальной ассоциации агентов по закупкам увеличилось с 3400 в 1934 году до 5500 в 1940 году до 9 400 осенью 1945 года. Исследование, проведенное в этот период, показало, что 76% всех заявок на покупку не содержали спецификаций или указаний на бренд. Это говорит о том, что другие отделы внутри компании признают роль отдела по закупкам в определении источников поставок.
Период 4: Спокойные годы (1947 - середина 1960-х)
Повышенная осведомленность о закупках, существовавшая во время Второй мировой войны, не распространялась на послевоенные годы. Джон А. Хилл, известный специалист по закупкам, прокомментировал состояние закупок за этот период: «Для многих фирм закупки были просто неизбежной стоимостью ведения бизнеса, с которой никто не мог ничего поделать. Что касается американской промышленности, функция закупок еще не получила в полной мере того внимания и влияния, которых она заслуживает».
Другой уважаемый специалист по закупкам, Брюс Хендерсон, также прокомментировал положение дел, с которыми сталкиваются закупки. По его словам, «Закупки рассматриваются как негативная функция - они могут поставить под угрозу компанию, если они не будут хорошо выполнены, но могут внести небольшой положительный вклад». Он отметил, что закупки в большинстве организаций игнорировались, поскольку они не были важны для решения основных проблем. Далее он сказал, что некоторым руководителям было трудно представить, что компания становится более успешной, чем ее конкуренты, из-за превосходных закупок. В этот период стали появляться статьи, описывающие практику различных компаний, использующих сотрудников для сбора, анализа и представления данных для принятия решений о закупке. Ford Motor Company была одной из первых частных организаций, которая создала отдел исследований товаров, который предоставил бы краткую и долгосрочную информацию о товарах. Ford также создал отдел анализа закупок, чтобы помочь покупателям в анализе товаров и цен. В послевоенный период была разработана методика анализа стоимости (VA), впервые предложенная General Electric в 1947 году. Подход GE был сосредоточен на оценке того, какие материалы или изменения в спецификациях и дизайне позволили бы снизить общие затраты на продукцию. Хотя в эту эпоху произошли важные события в сфере закупок, нельзя было отрицать, что другие дисциплины, такие как маркетинг и финансы, затмили закупки. В послевоенные годы и в течение 1960-х годов основной упор делался на удовлетворение потребительского спроса и потребностей растущего промышленного рынка. Кроме того, фирмы сталкивались со стабильной конкуренцией и имели доступ к обильным развитому рынку материалов - условиям, которые исторически уменьшали общую значимость закупок. Элементы, которые обычно вызывали бы увеличение важности закупок, отсутствовали в эти тихие годы истории покупок.
Период 5: Управление материальными ресурсами достигает совершеннолетия (середина 1960-х - конец 1970-х)
Середина 1960-х годов стала свидетелем резкого роста концепции управления материалами. Хотя интерес к управлению материалами вырос за этот период, историческое происхождение концепции относится к 1800-м годам, когда железные дороги США организовались в соответствии с концепцией управления материалами во второй половине 19-го века. Они объединили связанные функции, такие как закупка, управление запасами, получение и хранение под руководством одного человека. Внешние события напрямую влияли на работу типичной фирмы. Например, война во Вьетнаме привела к росту цен и снижению доступности материалов. В течение 1970-х годов фирмы сталкивались с материальными проблемами, связанными с «нехваткой нефти» и эмбарго. Логическим ответом отрасли должно было стать повышение эффективности, особенно в области закупок и контроля материалов. Было достигнуто широкое согласие относительно основной цели концепции материалов и функций, которые относятся к управлению материальными ресурсами. Общая цель управления материальными ресурсами состояла в том, чтобы решить материальные проблемы с точки зрения общей системы, а не с точки зрения отдельных функций или видов деятельности. Различные функции, относящиеся к управлению материальными ресурсами, включают планирование и контроль материалов, планирование и контроль запасов, исследования материалов и закупок, покупки, входящий трафик, прием, входящий контроль качества, склады, перемещение материалов, а также утилизацию отходов и излишков. Роль закупок в этот период была заметно. Менеджеры по закупкам акцентировали внимание на множественных источниках через конкурентные цены и редко рассматривали поставщика как партнера с добавленной стоимостью. Покупатели поддерживали тесные отношения с поставщиками. Ценовая конкуренция была основным фактором, определяющим контракты на поставку. Стратегии закупок и поведение, которые развивались за последние полвека, были неадекватными, когда произошел серьезный экономический спад начала 1980-х годов и появление иностранных глобальных конкурентов. В целом, функция была переведена во вторичный статус во многих компаниях. В классической статье Дина Аммера, опубликованной в 1974 году в Harvard Business Review, высшее руководство классифицировало закупки как пассивную, не склонную к риску и тупиковую работу. Аммер чувствовал, что преодоление этого восприятия может быть достигнуто путем активных закупок, которые измеряются с точки зрения достижения общих целей компании и способствуют достижению конечной прибыльности. Он утверждал, что руководитель по закупкам должен быть частью решений, не связанных с закупкой, ибо вся организация проигрывает, когда закупки не являются частью консенсуса организации по основным решениям. Наконец, Аммер предположил, что функция должна иметь достаточный статус, чтобы отчитываться перед высшим руководством или менеджером подразделения. Однако это произошло только в 37% его фирм-респондентов.
Период 6: Глобальная эра (конец 1970-х - 1999)
Глобальная эра и ее влияние на важность, структуру и поведение покупателей уже доказали отличия от других исторических периодов. Эти различия включают в себя следующее:
• Никогда в нашей промышленной истории конкуренция не была такой интенсивной.
• Глобальные фирмы все больше захватывали долю на мировом рынке и подчеркивали различные стратегии, организационные структуры и методы управления по сравнению со своими американскими коллегами.
• Распространение и скорость технологических изменений в течение этого периода были беспрецедентными, а жизненный цикл продукции сокращался.
• Появилась возможность координировать закупочную деятельность по всему миру с использованием международных сетей передачи данных и Всемирной паутины (через интернет).
Этот чрезвычайно конкурентный период стал свидетелем роста управления цепочками поставок. Теперь, как никогда ранее, фирмы стали более согласованно подходить к управлению потоком товаров, услуг, средств и информации от поставщиков через конечных потребителей. Менеджеры начали рассматривать управление цепочками поставок как способ оптимизировать затраты и добиться других улучшений.
Период 7: Интегрированное управление цепями поставок (после 2000 года)
Управление закупками и цепочками поставок сегодня отражает растущий акцент на важности поставщиков. Отношения с поставщиками переходят от состязательного подхода к совместной работе с выбранными поставщиками. Деятельность, которую должна осуществить современная закупочная организация, отличается от той, что была всего несколько лет назад. Развитие поставщиков, участие поставщиков в проектировании, использование поставщиками полного цикла услуг, выбор поставщиков на основе общих затрат, долгосрочные отношения с поставщиками, стратегическое управление затратами, общеорганизационные системы (планирование ресурсов предприятия или ERP) и интегрированные интернет-связи и общие базы данных теперь рассматриваются как способы создания новой ценности в цепочке поставок. Поведение закупок разительно меняется, чтобы соответствовать требованиям к производительности новой эры. Можно сделать три вывода о закупке 21-го века.
· Во-первых, происходит изменение роли покупателей в формирующейся глобальной экономике в ответ на вызовы, возникающие в результате глобальной конкуренции, быстро меняющихся технологий и ожиданий потребителей.
· Во-вторых, общая важность функции закупок возрастает, особенно для фирм, которые конкурируют в отраслях, характеризующихся всемирной конкуренцией и быстрыми изменениями.
· В-третьих, закупки должны продолжать становиться более интегрированными с требованиями клиентов, а также с операциями, логистикой, человеческими ресурсами, финансами, бухгалтерским учетом, маркетингом и информационными системами.
Эта эволюция займет время, чтобы полностью произойти, но интеграция неизбежна. История и эволюция управления закупками и цепочками поставок позволяют оценить рост, развитие и рост профессии за последние 150 лет. Каждый исторический период вносил что-то уникальное в развитие закупок, в том числе события, которые сформировали сегодняшний акцент на интегрированном управлении цепочками поставок.